Кейс поведенческого вмешательства: функциональные навыки, социальное поведение и просьбы
Саше 4 года 2 месяца. Он активный, интересующийся мальчик. Он самостоятельно занимает себя игрой, используя игрушки, однако, предпочитает играть один. Когда Саша приехал к нам на интенсив, он получал желаемое путем манипулирования рукой взрослого, так как он не умеет говорить. У него был слабо развит навык поддерживать глазной контакт: при обращениях и взаимодействии он очень мало смотрел в глаза и не всегда откликался на имя. Саша также проявлял нежелательное поведение – прижимался подбородком к рукам взрослых и детей.
Тестирование по протоколу оценки навыков VB-MAPP показало, что результаты, которые продемонстрировал Саша в разных областях, не сбалансированы: в некоторых навыках он намного успешнее, чем в других. К примеру, его сильные стороны – это визуальное восприятие, игровые навыки, имитация, поведение слушателя. Его слабыми сторонами оказались социальные навыки, функциональная коммуникация, комментирование.
Анализ данных тестирования, а также пожеланий родителей позволил нам определить конкретные цели программы интенсивных Занятий Саши и расставить внутри неё акценты на тот или иной навык. В программу вошли следующие цели поведенческого вмешательства:
• развитие навыков просьбы и отказа
• развитие функциональных навыков
• развитие социального поведения и социальной игры.
Достижения
Первой задачей было научить Сашу навыкам функциональной коммуникации (обращаться с просьбами, соглашаться с предоставлением приятного стимула, отказываться от неприятного стимула, привлекать внимание взрослого). Так как у ребёнка полностью отсутствовал навык просьб, педагоги предложили родителям Саши ввести альтернативную систему коммуникации с помощью картинок (PECS). Мальчик освоил ее достаточно быстро: он научился обращаться с просьбами с помощью карточек с изображением мотивационных стимулов (более 30 разнообразных просьб) в различных условиях, к разным взрослым.
Не менее важной задачей было научить ребёнка употреблять в пищу домашнюю еду в людных местах. У Саши были определенные сложности с этим – он ел полноценную еду только дома, в общественных местах мог есть только сладости и пить сок. Если предлагалась еда, Саша отказывался от неё с помощью крика, плача, проявляя нежелательное поведение (щипался и царапался). На занятиях мы уделяли много времени тому, чтобы обучить Сашу кушать приготовленную дома еду. С помощью метода систематической десенсибилизации Саша научился спокойно кушать на занятиях разнообразную еду, приготовленную дома (суп, рагу, макароны с мясом, каши с мясом, фрукты, ягоды). Это большое достижение, которому очень рады родители и педагоги. А ещё, за время интенсива ребёнок научился самостоятельно снимать и надевать носки и сандалии. После этого можно ставить более сложные цели: такие навыки самообслуживания, как надевать всю одежду самостоятельно, а также чистить одежду.
У Саши был достаточно хорошо развит навык имитации, но на занятиях в группе с другими детьми ему всё-таки было тяжело концентрировать внимание на ведущем и выполнять нужные движения. На интенсиве ежедневно проводились групповые занятия со сверстниками, в том числе занятия физкультурой, музыкальные занятия, совместные активные игры на свежем воздухе. За это время у Саши заметно улучшилась крупная моторика, он научился прыгать с продвижением вперед, научился самостоятельно проходить полосу препятствий, состоящую из трех заданий. Саша начал обращать внимание на инструкции ведущего на групповом фронтальном занятии: повторять движения крупной и мелкой моторики, соотносить одинаковые предметы. Также Саша продвинулся в освоении навыков социального поведения: научился держать сверстников за руки в хороводе, играть в несколько активных игр с ребятами («Стульчики», «У медведя во бору», «Шапочка»). У него улучшился навык глазного контакта, и он чаще стал откликаться на свое имя.
За две недели все поставленные цели были достигнуты. Интенсив для Саши оказался очень полезным и нужным. На занятиях Саша освоил социально приемлемые формы поведения, подготовился к работе в группе с другими детьми, у него улучшился навык просьбы, он стал сотрудничать с педагогом более продолжительное время и дольше концентрироваться на занятиях. Ребёнку предстоит ещё очень много труда (по результатам работы на интенсивных курсах были выставлены рекомендации для родителей и специалистов, которые продолжат работать с Сашей). Однако достижения, которые мы наблюдали за короткое время интенсива, говорят о том, что у ребёнка есть потенциал для дальнейшего развития: работа специалистов и родителей сообща может помочь Саше добиться успехов во многих сферах обучения.