История летних достижений
лонгрид о нашем первом интенсиве в Грузии для особых, нейротипичных детей, а также для родителей

фото и видео: «Радужные Капельки»
1-14 июля 2019
ПРЕДИСЛОВИЕ

Несколько месяцев назад команда «Капелек» и «Юник Лэнда» решилась на большое мероприятие: лагерь-интенсив за рубежом. Мы мечтали, что в этом лагере у особых родителей появится возможность отдохнуть от будничных обязанностей, перевести дух и даже поправить здоровье, а у детей будет быстрый, эффективный старт в освоении новых навыков, чему поспособствуют отличные экологические условия и целебные свойства природы.

Побывав в Грузии ранней весной, мы впечатлились ее гостеприимностью и природными богатствами. Мы узнали про чёрный магнитный песок, известный во всем мире, а в некоторых научных источниках описанный как эффективное физиотерапевтическое средство. Мы пили мягкую воду из крана и дышали морским и горным воздухом и решили, что такая атмосфера могла бы поспособствовать учебному процессу. Не только дети чувствительны к окружающей среде, но и взрослые. Качество воздуха, воды и еды влияет на наше самоощущение, физическое и ментальное здоровье, на нашу способность концентрироваться и вследствие этого, быстро обучаться.

место: Мартвили
ЗАВЯЗКА

«Радужные Капельки» создали три программы – для особых детей, в которой мы сосредоточились на развитии навыков сотрудничества, социальных навыков, навыков просьбы, функциональных навыков, а также на развитии социального поведения и игры. Для нейротипичных детей мы привезли творческую программу, на которой дети учились и фантазировали, при этом развивая навык интерпретации, ассоциативное мышление, мелкую моторику, общались и заводили друзей. В это время родители слушали лекции по развитию детей, дискутировали на встречах и ходили на море. Каждый день мы проводили зарядку и занятия на целебных магнитных песках и дышали морским влажным воздухом.

Теперь у нас есть опыт проведения интенсива за границей, а в планах – воплощать и другие полезные идеи, улучшать то, что наработано и сосредоточиться на качестве нашей работы.

на фото: команда «Юник Лэнда» и «Радужных Капелек»
место: город-крепость Нокалакеви
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Показываем вам, как это было:

Видео: «Радужные Капелеки»
место: Уреки
КУЛЬМИНАЦИЯ

Рассказываем вам историю (кейс) маленьких больших побед, которые произошли в Грузии в течение двух недель ежедневного труда ребёнка и специалистов с содействием и помощью родителей. В истории мы изменили имя из соображений конфиденциальности.
Кейс поведенческого вмешательства: функциональные навыки, социальное поведение и просьбы

Саше 4 года 2 месяца. Он активный, интересующийся мальчик. Он самостоятельно занимает себя игрой, используя игрушки, однако, предпочитает играть один. Когда Саша приехал к нам на интенсив, он получал желаемое путем манипулирования рукой взрослого, так как он не умеет говорить. У него был слабо развит навык поддерживать глазной контакт: при обращениях и взаимодействии он очень мало смотрел в глаза и не всегда откликался на имя. Саша также проявлял нежелательное поведение – прижимался подбородком к рукам взрослых и детей.

Тестирование по протоколу оценки навыков VB-MAPP показало, что результаты, которые продемонстрировал Саша в разных областях, не сбалансированы: в некоторых навыках он намного успешнее, чем в других. К примеру, его сильные стороны – это визуальное восприятие, игровые навыки, имитация, поведение слушателя. Его слабыми сторонами оказались социальные навыки, функциональная коммуникация, комментирование.

Анализ данных тестирования, а также пожеланий родителей позволил нам определить конкретные цели программы интенсивных Занятий Саши и расставить внутри неё акценты на тот или иной навык. В программу вошли следующие цели поведенческого вмешательства:

• развитие навыков просьбы и отказа

• развитие функциональных навыков

• развитие социального поведения и социальной игры.

Достижения

Первой задачей было научить Сашу навыкам функциональной коммуникации (обращаться с просьбами, соглашаться с предоставлением приятного стимула, отказываться от неприятного стимула, привлекать внимание взрослого). Так как у ребёнка полностью отсутствовал навык просьб, педагоги предложили родителям Саши ввести альтернативную систему коммуникации с помощью картинок (PECS). Мальчик освоил ее достаточно быстро: он научился обращаться с просьбами с помощью карточек с изображением мотивационных стимулов (более 30 разнообразных просьб) в различных условиях, к разным взрослым.

Не менее важной задачей было научить ребёнка употреблять в пищу домашнюю еду в людных местах. У Саши были определенные сложности с этим – он ел полноценную еду только дома, в общественных местах мог есть только сладости и пить сок. Если предлагалась еда, Саша отказывался от неё с помощью крика, плача, проявляя нежелательное поведение (щипался и царапался). На занятиях мы уделяли много времени тому, чтобы обучить Сашу кушать приготовленную дома еду. С помощью метода систематической десенсибилизации Саша научился спокойно кушать на занятиях разнообразную еду, приготовленную дома (суп, рагу, макароны с мясом, каши с мясом, фрукты, ягоды). Это большое достижение, которому очень рады родители и педагоги. А ещё, за время интенсива ребёнок научился самостоятельно снимать и надевать носки и сандалии. После этого можно ставить более сложные цели: такие навыки самообслуживания, как надевать всю одежду самостоятельно, а также чистить одежду.

У Саши был достаточно хорошо развит навык имитации, но на занятиях в группе с другими детьми ему всё-таки было тяжело концентрировать внимание на ведущем и выполнять нужные движения. На интенсиве ежедневно проводились групповые занятия со сверстниками, в том числе занятия физкультурой, музыкальные занятия, совместные активные игры на свежем воздухе. За это время у Саши заметно улучшилась крупная моторика, он научился прыгать с продвижением вперед, научился самостоятельно проходить полосу препятствий, состоящую из трех заданий. Саша начал обращать внимание на инструкции ведущего на групповом фронтальном занятии: повторять движения крупной и мелкой моторики, соотносить одинаковые предметы. Также Саша продвинулся в освоении навыков социального поведения: научился держать сверстников за руки в хороводе, играть в несколько активных игр с ребятами («Стульчики», «У медведя во бору», «Шапочка»). У него улучшился навык глазного контакта, и он чаще стал откликаться на свое имя.

За две недели все поставленные цели были достигнуты. Интенсив для Саши оказался очень полезным и нужным. На занятиях Саша освоил социально приемлемые формы поведения, подготовился к работе в группе с другими детьми, у него улучшился навык просьбы, он стал сотрудничать с педагогом более продолжительное время и дольше концентрироваться на занятиях. Ребёнку предстоит ещё очень много труда (по результатам работы на интенсивных курсах были выставлены рекомендации для родителей и специалистов, которые продолжат работать с Сашей). Однако достижения, которые мы наблюдали за короткое время интенсива, говорят о том, что у ребёнка есть потенциал для дальнейшего развития: работа специалистов и родителей сообща может помочь Саше добиться успехов во многих сферах обучения.
Прочитать

место: Уреки
РАЗВЯЗКА
rainbowdropsmsk@gmail.com
радужныекапельки.рф
г. Москва, ул. Павловская, 21

© Все права защищены. Общество с ограниченной ответственностью "Развивающий центр для детей с РАС «Радужные Капельки»"
rainbowdropsmsk@gmail.com
Политика конфиденциальности