У меня двое детей, рожденных с разницей в два года, – старший Даня, младший Костя. Сейчас я не работаю, в общепринятом смысле – есть ряд проектов, связанных с поддержкой особого родительства и со школой для старшего сына. Его особенности требуют создания специальных условий в общеобразовательном учреждении. К сожалению, если в системе дошкольного образования уже сейчас существуют различные частные учреждения для детей с особенностями развития, применяющие эффективные методики, то со школой дела обстоят гораздо сложнее. В какой-то момент мне пришлось сделать выбор в пользу государственной школы и заняться созданием некой модели, которая бы подошла для особого ребёнка. Готовых условий найти не удалось.
О ПОЛЬЗЕ ХОРОШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социальные проекты, в которых я участвую, и воспитание детей сейчас занимают почти все мое время. Честно говоря, я уже очень слабо представляю жизнь в эпицентре делового мира. Раньше я там по 12 часов в сутки проводила – с утра до ночи. У меня юридическое образование, я была руководителем юридического подразделения крупной компании, которая занималась продажей и обслуживанием автомобилей. Получая второе образование (MBA), я столкнулась с большим блоком, связанным с некоммерческой деятельностью. Все книжки я благополучно пролистывала по диагонали, будучи уверенной, что «этим уж я точно никогда не буду заниматься!» Преподаватель всегда говорил: «Вы должны понимать, что в этой сфере очень много особенностей, вы не сможете пользоваться привычными методами, как в коммерческой сфере, вы должны всё это учитывать». Потом я вернулась к этим книгам, пересмотрела. Я совершенно не ожидала, что полученное образование мне поможет именно в таком контексте – и в проектах, и при переговорах с государственными органами вокруг всего маршрута реабилитации ребенка. Честно говоря, даже с педагогами гораздо проще.
Для того, чтобы составить эффективную реабилитационную программу, нужно связать все цели: от специалистов по прикладному анализу поведения (АВА) до логопеда, нейропсихолога. Плюс необходима работа с телом с учетом особенностей развития. Получается огромный комплекс, и очень часто требуется состыковать все эти программы: кто-то делает одно, кто-то – другое, но очень важно, чтобы специалисты работали в связке. Часто родителей пытаются не погружать в этот процесс. В итоге ты не вполне в курсе, что происходит: отдал ребёнка – забрал ребенка. В этом случае очень сложно понять, правильно ли ты что-то делаешь. Здесь мне тоже пригодилось умение общаться, теперь уже с педагогами, чтобы понять друг друга, поправить, и при этом не обидеть. Чтобы человеку было ясно, что твои интересы не в том, чтобы его контролировать. Ты – полноправный участник процесса, и только опираясь на родителей, по моему глубокому убеждению, вообще можно добиться каких-либо результатов. Никакой ценности навыки, полученные на занятиях и не интегрированные в повседневную жизнь, не несут. Без родителей сделать это невозможно.
ОБ ОСОБОЙ СЕМЬЕ
У меня ещё есть младший сын Костя, который требует внимания. У братьев возникает много разных сложных моментов. Непросто с двумя детьми удержать баланс интересов. Понятно, что основной фокус смещается на Даника, но я раньше совершенно не понимала, с какой стороны подойти к Косте, и что вообще происходит. Понятно, что ему тоже нелегко. Есть такое поведение у Даника, которое он должен терпеть. А ему не понятно почему, да и мне самой иногда сложно ответить на этот вопрос. Реагирует – подкрепляет нежелательное поведение, а чтобы не подкреплял – его надо тоже как-то замотивировать. Мы с ним составляли поведенческий договор, договаривались – Костя должен понимать, ради чего он всё это терпит. Получается совмещение ролей – поведенческой терапии иногда слишком много в нашей жизни. Это, конечно, сильно напрягает. Но я очень дорожу тем, что дети растут вместе, и польза от общения есть для каждого из них. Костя не только учит Даника дружить, играть, заниматься спортом, но и сам нарабатывает навыки коммуникации, которые пригодятся ему в жизни. Он уже сейчас умеет учитывать особенности любого ребенка в группе своего детского садика и видеть в них хорошее.
Если мама не в «ресурсе», то это крайне сложно. Какими бы методиками ты не владела, какие бы курсы не прошла ради того, чтобы помогать своему ребёнку, если ты сама в этот момент не хочешь ничего этого делать, у тебя нет сил – ничего не получится. Помогающие профессии идут с выгоранием рука об руку, что уж там говорить о родителях! Не так много у тебя времени, для того чтобы на что-то переключиться. Поэтому, если не будешь обращать внимания на себя и поддерживать себя, то какое-то время ты, конечно, пробежишь… Но нужно вовремя осознать, что это не стометровка, а марафон. И для того, чтобы этот марафон пробежать, необходимо четко распределять свои силы, делать остановки и передышки.
Этим мы и пытаемся заниматься на «Особых встречах». Это некоммерческий проект, который был создан нами – мною и Викой Пеньковой – для родителей. Мы чередуем развлекательные встречи, группы психологической поддержки и встречи прикладного характера: рисование, танцы, боевые искусства. Мы постоянно в поисках чего-то нового. Кому-то нравится одно, кому-то – другое, но надо, чтобы зацепило. Родителю вообще очень сложно выйти из дома и куда-то там пойти. А вот если ты захотел, тогда ты с большей вероятностью найдешь того, кто побудет с ребёнком.
ОБ УМЕНИИ ОБЩАТЬСЯ
Как начиналась моя история? Сложностей у Даника было много, а вот диагноза не было почти четыре года. Однажды нам всё-таки посоветовали пройти диагностику в одном центре, где работает прекрасный специалист. Нас взяли на диагностику, после чего мы должны были встретиться, чтобы они рассказали о результатах. Но мне позвонили, чтобы сказать о переносе встречи, и бодро так по телефону сообщили: «Понятно, что у вас аутизм! Вам по любому к нам надо приехать!»
Если ты не умеешь общаться с родителями – не выходи из кабинета! Это из одна из тех обид, которые сильно ранили. Потом был миллион других специалистов... Но в тот момент меня душил гнев: всё можно сказать по-разному. Иногда родитель приходит, чтобы опасения подтвердились – он уже мог пройти все стадии до принятия. Если ты не знаешь, с кем говоришь, то нужно сначала поинтересоваться, прощупать – он, вообще, как сейчас? Как ты его можешь поддержать? А меня вот так вот, окунули – и всё.
Если честно, не со всеми особыми родителями легко общаться. Есть категория родителей, по счастью небольшая, с которыми мне очень тяжело. Это те, кто думает, что если у них особый ребёнок, то им все должны, и только у них есть проблемы. У меня очень много друзей и вне особых семей, и я прекрасно понимаю, что нельзя обесценивать их жизнь и проблемы. У нас это так: ты либо как-то находишь возможность радоваться с учётом всех своих трудностей, либо нет. Если ты видишь только негатив и живёшь с ним, то ты с ним будешь выходить и к окружающим. Многие говорят, что друзья разбежались и не принимают меня вот такой, с особым ребёнком. У многих мечты не реализовались. Это такая утрата, которая копится и копится со временем внутри. А если ты нашёл какой-то ресурс, который тебя подпитывает, и ты можешь позитивно общаться с другими, то им неважно, какой у тебя ребёнок.
Анастасия Костина