4 простых метода обучения социальным навыкам
С их помощью можно учить ребенка элементарным и прямым социальным навыкам, пока он ещё маленький их легко применять ежедневно

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным, счастливым, и имел много друзей. К сожалению, достичь этого сложная задача для многих детей с аутизмом, особенно в социальной сфере, где дети испытывают стресс и плохо контактируют с другими.

К счастью, существуют несколько эффективных методов обучения социальным навыкам, которые не сложно применять каждый день. С их помощью можно учить ребенка элементарным и прямым социальным навыкам, пока он ещё маленький, а затем постепенно переходить к более сложным, к примеру, язык тела и разрешение конфликтов когда основные навыки уже усвоены.

Метод 1. Моделирование и объяснение социальных взаимодействий

В основном, дети учатся на примере других людей. Поэтому вам стоит демонстрировать социально приемлемое поведение как можно чаще. Моделирование ситуации важно и для обычных детей, но ребенок с аутизмом может не понимать поведения, которые он видит, без разъяснения. Обязательно объясняйте ребенку особенности социального сценария. Даже если неудобно растолковывать случай сразу после того, как он произошёл, всё равно постарайтесь проговорить для ребёнка, что же произошло, когда у вас появится для этого время. Сделайте особый акцент на проблемных для ребенка социальных жестах: мимика, тон голоса, язык тела. А когда ваш ребенок просит объяснить ваши действия, расскажите ему, почему вы повели себя так, а не иначе, нежели просто пересказать ситуацию. Детям легче первыми вступать в контакт со сверстниками, если взрослые моделируют происходящее и истолковывают кооперативное и про-социальное поведение, способствующее укреплению социальных связей. Для детей с аутизмом объяснение является ключевым звеном цепочки обучения. В его отсутствии ваш ребенок может упустить некоторые важные детали взаимодействия людей.

Метод 2. Планирование и проработка социальных сценариев

Моделируя и объясняя особенности социального взаимодействия, можно нарисовать схему и расписать на бумаге, обсуждая с ребёнком. Не ждите, пока ребенок или вы сами окажетесь в ситуации взаимодействия с окружающими. Подготовьте ребёнка к социальной обстановке, которая произойдёт с ним в будущем. Объясняя ситуации наперёд, как и в предыдущем методе обучения, важно проанализировать для ребёнка каждый шаг в поведении. Ситуации социального взаимодействия можно найти в любимых мультиках вашего ребёнка, сериалах, комиксах. Приготовьте разные варианты ответа и попросите ребёнка выбрать правильный.

Метод 3. Ролевые игры

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблема в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником — поиграйте в ролевую игру. Для начала изображайте его сами, а затем поменяйтесь ролями. Обратите особое внимание на разницу в вашем поведении в разных ролях. Также нужно похвалить или поощрить ребенка, когда он ведет себя социально приемлемо, чтобы закрепить это поведение. Ролевые игры позволяют ребенку попробовать на деле все смоделированные и обговоренные навыки в безопасной среде.

Метод 4. Найдите группу поддержки родителей детей с аутизмом

Многое зависит от того, насколько хорошо вы понимаете особенности вашего ребёнка и свою возможность работать над ними. Это совсем не просто. Попробуйте найти группы поддержки для родителей в вашем городе. Общение с другими родителями поможет вам обмениваться опытом, особенно если форма аутизма их ребенка такая же, как у вашего. Также вы можете договориться о встрече в парке или у кого-то дома, чтобы ваши дети играли друг с другом и практиковали навыки общения. Такие группы могут помочь вам выбрать оптимальные стратегии вмешательства — у вас будет возможность обсудить их плюсы и минусы с людьми, знакомыми с аутизмом и методами работы с ним. Таким образом, у вас будет больше уверенности в своих силах для организации помощи вашему ребенку в преодолении сложностей.

Главноеверить

Нужно верить в то, что ваш малыш может научиться новым социальным навыкам — ваша уверенность гарантировано принесёт больше результата. Уровень развития социальных навыков определяет формирование способностей во многих других сферах: когнитивные навыки, самооценка, контроль эмоций, мотивация. Поэтому очень важно учить ребёнка с аутизмом особенностям социального взаимодействия.