«Я перешла из мысли о том, как я могу применять ABA-методы в психологии, к мысли о том, как я могу применять психологические методы в ABA»
Интервью с поведенческим аналитиком Анастасией Васильковой о различиях работы психолога и ABA-тьютора, о том, на каких принципах строится программа ABA и из чего она состоит, а также о своей работе и любви к детям
Анастасия, что выделяет ABA из других подходов в терапии?
Если рассматривать разнообразные методы коррекции, то лишь немногие из них научно-доказанные. Я думаю, что именно это выделяет ABA среди остальных дисциплин и подходов – его эффективность подтверждена огромным количеством исследований. Кроме того, это самый комплексный подход. В коррекционную программу, построенную на принципах поведенческого анализа, могут быть включены элементы различных способов коррекции: и кинезиотерапия, и элементы сенсорной интеграции, и игровые методики. Всё это может объединять индивидуальная ABA-программа, по протоколу которой занимается ребёнок.
Как ты оказалась в сфере работы с детьми по методике ABA?
На самом деле это был очень постепенный процесс. Я долго работала психологом с особыми детьми, мне это очень нравилось, я абсолютно не планировала менять сферу. Так вышло, что меня сократили с одного места работы, и я долго искала другое, но не могла ничего найти. Я познакомилась со Светланой Анисимовой, и она рассказала мне про ABA, помогла найти «Радужные Капельки». Долгое время я просто смотрела, как с детьми занимаются, думала, стоит ли вообще менять свою сферу деятельности. Мне довольно долго казалось, что ABA идёт вразрез с тем, чему учили университетские профессора.

На самом деле работать психологом гораздо лучше – психолога дети в основном очень сильно любят, они к нему бегут, его занятия очень приятные, позитивные. Когда я столкнулась с ABA-терапией, на первый взгляд мне показалось, что она более топорная, что занятия проходят в ограниченных условиях. Кажется, что детей учат иногда слишком простым навыкам. Когда много раз с ними повторяют одно и тоже, выглядит совсем не весело. В моих занятиях как психолога детям обычно всегда было очень классно, они хотели туда вернуться, не хотели уходить и долго меня вспоминали.

Со временем, может быть даже не за один год, я перешла из стези психологии и мысли о том, как я могу применять ABA-методы в психологии, к мысли о том, как я могу применять психологические методы в ABA.
Над чем ты работала, будучи психологом?
В первую очередь моя сера работы была диагностическая. В основном у меня было в центре около 50-и детей, я должна была каждого из них протестировать и написать заключения. На это уходило довольно много времени. Кроме этого, психолог занимался адаптацией детей в группе. В основном занятия были направлены на коммуникацию детей друг с другом, иногда там были элементы имитации (если на языке ABA говорить), тонизирование детей в целом. Мы также использовали элементы арт-терапии. Зачастую коррекционная работа отсутствовала, но периодически некоторым детям, в основном детям с более серьёзными нарушениями, полагались индивидуальные занятия.
В чём разница между занятиями с психологом и занятиями с ABA-терапистом?
Последний может заняться с ребёнком всем тем же самым, чем занимается психолог, но используя принципы ABA. Например, работая психологом, я не использовала поощрение. Я пыталась идти за интересами ребёнка и встраивать в них что-то, что нужно мне.

Если я хотела научить ребёнка играть, и он любил, к примеру, играть с конструктором, то мы с ним пытались построить домик из конструктора, а до этого он просто любил стучать детальками. Я пыталась развивать его игру постепенно через то, что ему нравится, встраиваясь в неё и показывая, что ещё ему можно было бы сделать.

Иногда я давала детям задания и помогала им его выполнить. Через какое-то время казалось, будто бы эти задания становятся для них мотивационными, и каждый раз, когда я давала что-то новое, я часто сталкивалась с нежелательным поведением.

Принципы ABA говорят нам о том, что реакция, которая будет подкрепляться, с наибольшей вероятностью будет происходить всё чаще. Если просто идти за интересами ребёнка, то не всегда получается предложить ему что-то новое, что выходит из круга его интересов, что помогло бы развивать способы взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Что такое ABA? Расскажи про компоненты, которые входят в программу ABA.
ABA – это научная дисциплина, которая в первую очередь направлена на улучшение социально-значимого поведения. Для этого применяются некоторые процедуры, основанные на принципах поведения. Самое главное – ABA может включать в себя множество разнообразных методов и подходов. Самый главный принцип или критерий, по которому они отбираются и привносятся в ABA-программу – это экспериментальное подтверждение эффективности этих методов.

В прикладном анализе поведения существует несколько способов оценки навыков детей. Кроме того, существует этический кодекс, который помогает клиенту различить качественные и некачественные услуги и защищает его, а также разрешает некоторые вопросы, связанные с правилами использования методики прикладного анализа поведения.

Наиболее частые области обучения, которые может включать в себя ABA-программа – это навыки общения и коммуникации, развитие артикуляции, разнообразные эхо-навыки, навыки понимания обращённой речи, самостоятельности и самопомощи, важные функциональные бытовые навыки, которые ребёнок может использовать каждый день. Разнообразные навыки самообслуживания – накрыть на стол, убрать со стола. Игровые навыки: общение со сверстниками как раз осуществляется во время игры. Если ребёнок не умеет играть в какие-то игры, в которые сейчас играют, значит, он автоматически будет из этого процесса исключаться, и социальная задержка будет нарастать. В более поздние программы может быть также включено развитие сфер интересов.

Как строится программа поведенческого вмешательства?
В первую очередь – всегда индивидуально. Если мы говорим о начальной программе ребёнка, который только-только пришёл в терапию, то чаще всего основной целью программы станет научить его, как учиться. Если ребёнок бегает по комнате, первой игрушкой интересуется, второй, потом пошёл взять себе какую-нибудь мандаринку – вряд ли он нас услышит, даже если мы будем ему что-то интересное показывать и рассказывать. Когда у него уже сформированы навыки обучения – он смотрит на учителя, сидит спокойно и не убегает, слушает, что ему говорят, смотрит на то, что учитель ему показывает, реагирует на похвалу, отслеживает степень выполнения задания – он, конечно, будет эффективно обучаться. Просто потому что он слушает. Основная цель начальной программы – сформировать базовые навыки для обучения, а потом уже – обучать.

В рамках такой программы первое, чему ребёнок учится – это сотрудничать с педагогом и выполнять самые, на первый взгляд, простые требования взрослого. Постепенно эти требования усложняются. Кроме того, ребёнок обучается быть внимательным и усидчивым, удерживать внимание на одном задании длительное время. Некоторые программы могут включать в себя упражнения для того, чтобы ребёнок выполнял одно и то же задание от начала и до конца. Часто мы можем видеть, что ребёнок не заканчивает задание: одну бусинку на верёвочку надел и убежал заниматься чем-то другим. Тогда мы можем учить его надевать три бусинки – перед ним на столе лежат только они. Он должен сначала собрать их, а после этого он сможет переключиться на что-либо другое. Также важно научить ребёнка понимать, когда он получает поощрения, а когда – нет. Когда он выполняет наши требования, за этим следует приз. Если он невнимателен, отвлекается, то скорее всего приза не будет.

Если начальное обучение – за столом, то продвинутая ABA программа рассчитывает частые поездки, прогулки, экскурсии. Например, если рассматривать наш центр – у нас есть группа высокофункциональных детей – чаще всего они проводят занятия не в помещении, не в рамках нашего центра, они путешествуют. Ездят на выходные в лагерь, посещают музеи и ходят в кафе. В структурированной среде они уже научились использовать навыки, но проблема в том, чтобы научиться их применять в жизни.

Также одной из основных целей продвинутой программы ABA является обобщение уже полученных навыков. То же самое имеется в виду, когда программа включает такие путешествия – если в одном помещении с одним специалистом ребёнок научился выполнять задания, то теперь занятия будут проходить в разных помещениях и с разными специалистами, а лучше – вообще не со специалистами. Главная задача – это интеграция ребёнка в нормативной среде сверстников. Наша основная цель – чтобы дети не в коррекционном учреждении продолжали свой путь, а встроились в среду других ребят и развивались с ними.
Какое из этических правил, на твой взгляд, одно из самых важных?
Я думаю, что наиболее часто нарушается одно из правил – передача информации об обучении других детей. Это и становится частой причиной недоразумений. К примеру, мама встречает в коридоре чужого ребёнка и видит, что он хорошо использует PECS. Она говорит куратору: «Мне хотелось бы, чтобы как Ваня мой ребёнок пользовался PECS. Вы можете вот так его научить?» И специалист, который работает с этим ребёнком говорит: «Ну, вы знаете, чтобы Ваня научился, он довольно долго тренировался». И что-нибудь начинает рассказывать о занятиях этого ребёнка. Хотя на самом деле, мы не можем предоставлять информацию про то, как именно занимались с Ваней. Зачастую сами родители пытаются узнавать друг у друга или у специалистов какую-то информацию о занятиях других детей или с кем конкретно они занимаются. Ведь Ваня заговорил, а Саша – нет. Может быть у Вани специалист получше? А что он с ним делает?

Каждый ребёнок, как и любой другой человек, уникален. Именно поэтому методы вмешательства должны подбираться индивидуально под конкретного ребёнка. В моей практике иногда бывает, что одни дети занимаются более успешно, чем другие. Хотя у меня нет любимчиков и силы я вкладываю одинаково в каждого. Бывает даже, что они пришли в центр в одно время и я использую с ними одни и те же методы. Например, ввожу PECS по одной и той же процедуре одному ребёнку и другому ребёнку, у них одинаковое количество занятий. Но всё равно может быть так, что один ребёнок продвинется быстрее.

Если их родители всё время будут обмениваться информацией, может быть, мама ребёнка, который продвигается медленнее, будет думать: «Настя не любит моего Ваню, она хуже с ним занимается». Но часто бывает наоборот: больше вкладываешься в того ребёнка, который медленнее продвигается.

Чем ABA отличается от классических методов обучения?
Одно из отличий состоит в том, что в нём используется метод безошибочного обучения. Если в классических методах мы можем столкнуться с тем, что когда ребёнок ошибается, ему просто говорят: нет, подумай ещё. Тогда он может почувствовать себя неуспешным, возможно, развернётся нежелательное поведение. Будет плакать и не захочет больше к этому специалисту приходить: у него ничего не получается, кому такое понравится.

В первую очередь, что отличает ABA – это использование стратегии обучения без ошибок. То есть, если ребёнок ошибся, то мы опять задаём вопрос и сразу же подсказываем. В этом случае, когда ребёнок показал верную реакцию, он сразу же будет успешен и мы его похвалим. Даже если мы помогаем, и он правильно реагирует только с нашими подсказками – то мы опять его похвалим, а потом уже будем убирать подсказки.

В классических методах, если ребёнок что-то хорошо делает, то педагоги говорят: «Ну да, ты молодец». Может быть, аплодируют ему, не меняя реакции в зависимости от возрастающего успеха. В ABA ребёнок получает в качестве поощрения не только одну машинку, как он привык, а целую коробку машин, если он отреагировал лучше, и реакция была более правильной. Я думаю, что это делает ABA более эффективным.

Какие инструменты тестирования используют ABA-специалисты?
Используется несколько разнообразных инструментов тестирования. Один из наиболее часто применяемых – это тестирование VB-MAPP, разработанное Марком Сандбергом. VB-MAPP содержит более 170-и контрольных точек, распределённых в шестнадцати областях и 3-х условных возрастных уровнях.

Звучит довольно сложно, но главное – это какой бы инструмент тестирования мы не выбрали, он охватывает все возможные навыки, которыми ребёнок может владеть. Например, навыки просьб: как он умеет к взрослому обращаться и получать то, что он хочет? Или навыки комментирования: может ли он называть те объекты, которые его окружают? Навыки слушателя: если мы его попросим показать компьютер, знает ли он, где компьютер, покажет ли он нам пальчиком именно на этот предмет на слух? Он понял, что мы именно про компьютер с ним говорим? Также тестирование может включать навыки диалога, навыки игровой деятельности, навыки эха и имитации и, конечно, социальной деятельности. Потому что если мы говорим именно о детях с особенностями развития, то социальные навыки, как правило, требуют скорейшего вмешательства.

В каждом тестировании есть визуальный анализ, который наглядно демонстрирует расхождение или соответствие навыкам, которыми обладает нейротипичный сверстник в этом возрасте. Как правило, инструменты тестирования полностью повторяют развитие ребёнка в онтогенезе. То есть это базовые навыки, как, например, обращаться с просьбой с помощью взгляда, или тянуть маму за руку, чтобы показать, что ты хочешь. Доходя до более сложных навыков, например, ответа на вопрос или пересказа какого-либо текста.

Под каждого ребёнка инструменты тестирования подбираются индивидуально. Есть тестирование, которое охватывает возраст от 0 до 4-х лет. Другое охватывает старший возраст или только функциональные бытовые навыки. Главное, что мы всегда можем видеть всю картину целиком. В чём ребёнку требуется помощь в первую очередь? Может быть он на вопросы отвечать умеет, а чего-то совсем простого у него нет.

Если, к примеру, у ребёнка визуальные навыки достаточно хорошо развиты по возрасту, то зачем над ними работать? Это говорит нам о том, что он сам будет в них продвигаться и нагонит норму в этом направлении. В первую очередь мы будем смотреть, каких самых простых навыков ему не хватает. На слух мало инструкций выполняет, например, только к контексту привязан. Значит, в первую очередь мы будем работать над этим. Важно, чтобы ребёнок развивался планомерно, чтобы не было перепадов. Если у ребёнка хорошо развиты визуальные навыки, то он может только на визуальную сферу ориентироваться в своей жизни. А если мы еще что-то будем развивать, те же навыки слухового восприятия, то ему будет гораздо проще в жизни. Это сильно увеличивает его кругозор и возможности.

Существует миф, что ABA – это дрессировка. Так ли это?
Довольно часто такого мнения придерживаются специалисты из смежных профессий, как правило это специалисты, которые ничего не знают про ABA. Возможно, всё, что они видели – ребёнку множество раз задаётся один и тот же вопрос. Не понятно: зачем? Может показаться, что среда, где проводятся занятия – ограниченная, что методы – неэффективны, и мы только эти вопросы задаём-задаём, а над внутренним миром совсем не работаем.

Если медведя в цирке научили ездить на велосипеде, то как это поможет медведю в дикой природе? Никак. Медведи не ездят на велосипеде по лесу за пропитанием. А если мы ребёнка научим ездить на велосипеде – то это отлично, он сможет вместе с семьёй в парке ездить на велосипеде и здорово проводить время не только с родителями, но и с друзьями.

Я думаю, что такое заблуждение появилось, потому что на начальных этапах коррекционной программы, когда мы хотим ребёнка научить большому навыку, мы не учим его сразу большому навыку. Мы разбиваем его на элементы и каждому из них обучаем отдельно. Да, часто в ограниченной структурированный среде, задавая много раз один и тот же вопрос и помогая ответить на него. Когда ребёнок на один вопрос научился отвечать, мы будем их объединять, друг с другом перемежать и постепенно все эти кирпичики собирать вместе в один масштабный сложный навык.

На мой взгляд наиболее эффективно применять ABA для такого рода навыков, потому что ABA не ограничивается только своим подходом – мы выбираем среди множества разных опций то, что наиболее результативно и подтверждено исследованиями. Может быть, с какими-то детьми метод «кого-то там» сработал, но часто бывает так, что у этих методов нет доказательной базы. Чаще всего можно увидеть, что, к примеру, из ста человек только трое довольно быстро продвинулись в этом методе. Я недавно читала исследование по холдинг терапии. Исследование говорило, что это может быть достаточно эффективно, однако не у всех семей, которые применяли холдинг-терапию появились результаты. Самый главный минус – если ребёнок продвинулся, то в тот момент, когда семья перестаёт использовать холдинг-терапию, всё, чего он достиг, теряется очень быстро. В ABA мы можем использовать элементы любых вмешательств – главное, чтобы был результат, который продвинет ребёнка во многих сферах жизни.
С каким из заблуждений об ABA-терапии ты сталкиваешься наиболее часто?
На мой взгляд, часто встречается такое заблуждение: если ребёнок занимался по FLOORTIME, занимался с психологом, на кинезиотерапию ходил, на дельфинотерапию ходил но ничего из этого особо не помогло и ребёнок уже взрослый, тогда ABA – это выход. Существует такое мнение, что ABA – это для взрослых ребят, которые не пришли к результату за многие годы занятий у различных специалистов. На самом деле, исследования показывают, что чем раньше происходит поведенческое вмешательство, тем более оно эффективно.

Ещё есть опасное мнение, что нужно ждать, пока задержка сама собой не рассосётся. У ребёнка навыки развиты на полтора годика, а ему – семь, в школу через год. Маловероятно, что он сможет нагнать сверстников, ведь за последние семь лет он смог обучиться чему-то только на полтора годика. Конечно, если он будет заниматься, то будет набирать навыки быстрее, но едва ли он сможет развиваться в разы быстрее, чем его сверстники. Если вовремя обратиться, то часто довольно быстро можно скомпенсировать эту задержку в развитии. Бывает, что нужно ребёнку поддуть ветра в паруса и он поплывёт в нужном направлении.



© Все права защищены. Общество с ограниченной ответственностью "Развивающий центр для детей с РАС «Радужные Капельки»"
rainbowdropsmsk@gmail.com
Политика конфиденциальности