Используется несколько разнообразных инструментов тестирования. Один из наиболее часто применяемых – это тестирование VB-MAPP, разработанное Марком Сандбергом. VB-MAPP содержит более 170-и контрольных точек, распределённых в шестнадцати областях и 3-х условных возрастных уровнях.
Звучит довольно сложно, но главное – это какой бы инструмент тестирования мы не выбрали, он охватывает все возможные навыки, которыми ребёнок может владеть. Например, навыки просьб: как он умеет к взрослому обращаться и получать то, что он хочет? Или навыки комментирования: может ли он называть те объекты, которые его окружают? Навыки слушателя: если мы его попросим показать компьютер, знает ли он, где компьютер, покажет ли он нам пальчиком именно на этот предмет на слух? Он понял, что мы именно про компьютер с ним говорим? Также тестирование может включать навыки диалога, навыки игровой деятельности, навыки эха и имитации и, конечно, социальной деятельности. Потому что если мы говорим именно о детях с особенностями развития, то социальные навыки, как правило, требуют скорейшего вмешательства.
В каждом тестировании есть визуальный анализ, который наглядно демонстрирует расхождение или соответствие навыкам, которыми обладает нейротипичный сверстник в этом возрасте. Как правило, инструменты тестирования полностью повторяют развитие ребёнка в онтогенезе. То есть это базовые навыки, как, например, обращаться с просьбой с помощью взгляда, или тянуть маму за руку, чтобы показать, что ты хочешь. Доходя до более сложных навыков, например, ответа на вопрос или пересказа какого-либо текста.
Под каждого ребёнка инструменты тестирования подбираются индивидуально. Есть тестирование, которое охватывает возраст от 0 до 4-х лет. Другое охватывает старший возраст или только функциональные бытовые навыки. Главное, что мы всегда можем видеть всю картину целиком. В чём ребёнку требуется помощь в первую очередь? Может быть он на вопросы отвечать умеет, а чего-то совсем простого у него нет.
Если, к примеру, у ребёнка визуальные навыки достаточно хорошо развиты по возрасту, то зачем над ними работать? Это говорит нам о том, что он сам будет в них продвигаться и нагонит норму в этом направлении. В первую очередь мы будем смотреть, каких самых простых навыков ему не хватает. На слух мало инструкций выполняет, например, только к контексту привязан. Значит, в первую очередь мы будем работать над этим. Важно, чтобы ребёнок развивался планомерно, чтобы не было перепадов. Если у ребёнка хорошо развиты визуальные навыки, то он может только на визуальную сферу ориентироваться в своей жизни. А если мы еще что-то будем развивать, те же навыки слухового восприятия, то ему будет гораздо проще в жизни. Это сильно увеличивает его кругозор и возможности.