Современными исследованиями доказано, что гармоничная музыка способствует саморегуляции организма. Трансперсональная психологии и психотерапия подтверждают, что музыка способствует трансовому изменению сознания и усиливает синтез нейропептидов в головном мозге. Нейропептиды могут вести себя и как гормоны, и как нейротрансмитторы. Действуя как нейропередатчики в головном мозге, они вызывают изменения его функционирования и обеспечивают импринтирование (от англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) новых нейронных «дорожек», повышающих оперативность работы мозга. Известно, что ритмические внешние воздействия на органы чувств (вспышки света или звуковые ритмы) приводят к своеобразному «отклику» головного мозга — соответствующему изменению биоэлектрической активности. Так, например, активизация бета-активности головного мозга связана с направленной вовне активностью — доминируют функции симпатической нервной системы. Альфа-волновая активность и низкие частоты мозга взаимосвязаны с направленной внутрь пассивностью, то есть доминируют функции парасимпатической нервной системы.
Во второй половине XIX века физиолог И.В. Тарханов доказал, что радостные мелодии замедляют пульс. Пеpвыe подобные нaучныe paбoты, пocвящeнныe влиянию музыки нa чeлoвeкa, пoявилиcь в кoнцe XIX — нaчaлe XX cтoлeтия в paбoтax В.М. Бexтepeвa, И.М. Ceчeнoвa, И.М. Дoгeля, И.P. Тapxaнoва, Л.А. Сакетти. Так, в свою очередь, В.М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека, так как в одних случаях она способна ослабить излишнее возбуждение, в других — перевести грусть в радость, в-третьих — придать бодрость, снять напряжение и усталость.
Рассмотрим определение музыкальной терапии в книге О.А. Ворожцовой «Музыка и игра в детской психотерапии»: «Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении и коррекции, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих соматическими и психическими заболеваниями». Музыкальный терапевт Мария Ильяченко в статье о музыкальной терапии приводит более полное ее определение. Музыкотерапия, или дословно «исцеление музыкой», — это клиническое использование музыки для воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях. Терапевтическое занятие проводится сертифицированным специалистом — музыкальным терапевтом.
Музыкальная терапия сегодня является устоявшейся техникой использования воздействия музыки на людей с широким спектром эмоциональных и когнитивных проблем с целью улучшения их жизнеспособности. Используя музыкальную терапию во взаимодействии с детьми с РАС, терапевты понижают степень тревожности и развивают коммуникативные навыки. Разнообразные методики музыкотерапии применяют музыку как основной способ воздействия, так и в качестве дополнения к другим коррекционным методам, усиливая их воздействие и увеличивая эффективность лечения. В своих исследованиях Альтшулер выявила физиологические изменения у пациентов, соответствующие типам музыкального воздействия, обосновав терапевтический подход, который назвала изопринципом музыкотерапии. В соответствии с изопринципам, если с больным затруднено вербальное общение, музыка помогает установить с ним контакт. Однако обязательно соответствие музыки эмоциональному состоянию больного. Например, при возбуждении показана музыка громкая быстрая, при депрессии показана музыка тихая. Важно подстроиться под состояние ребенка, а потом потихоньку, дозированно переходить к другой музыкальной окраске. Например, если человек был возбужденный, мы погружаем его в такое же, только уже музыкальное, состояние, а потом постепенно выводим его из этого, меняя быстрое и громкое музыкальное звучание на более медленное и тихое. В это время мы фиксируем изменение в настроении и в общем состоянии больного. Шиpoкий cпeктp вoзмoжнocтeй пpaктичecкoгo пpимeнeния музыкoтepaпии пoзвoляeт peaлизoвывaть здecь вce мнoгooбpaзиe тeopий различных направлений: пcиxoaнaлитичecкoгo, гумaниcтичecкoгo, кoммуникaтивнoгo. Таким образом, концепция музыкально-психологической психотерапии была разработана В.И. Петпушиным, президентом Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов. В рамках любой теории музыкальная терапия существует в двух основных формах: активной и пассивной. Первая — это активная, терапевтически контролируемая музыкальная деятельность: воспроизведение, воображение, импровизация с помощью человеческого голоса и музыкальных инструментов. Это может быть индивидуальная (вокальная терапия) и групповая (вокальный ансамбль, хор), а также совместная игра на музыкальных инструментах и танцы. Для активного сеанса музыкальной терапии используются простейшие музыкальные инструменты, с помощью которых участники группы выражают свои чувства или вступают в диалог. Помимо обычных инструментов, задействовано и собственное тело (хлопки, стук и т.д.).