Развитие навыков
совместной
деятельности
с помощью музыкальной терапии и музыкально-дидактических игр


Наша коллега, логопед-дефектолог Анна Бурова, рассмотрела тему обучения навыкам сотрудничества в нестандартном ключе. В своей научной работе педагог исследует и обобщает множество тем, которые связаны с развитием совместной деятельности. Совместная деятельность – это один из ключевых навыков, который способствует развитию коммуникативной активности ребенка, а также улучшает качество жизни семьи в целом. Педагог Анна Павловна рассказывает в своем пособии об альтернативном подходе к развитию совместной деятельности. Этот подход – обучение через музыкально-дидактические игры. Главные составляющие таких игр – музыка и коммуникация.
Один из важнейших навыков, позволяющих нам адаптироваться в новой среде, создавать ценные контакты с людьми и развиваться – это сотрудничество и коммуникация. Эти навыки, в свою очередь, складываются из множества базовых элементов: из способности согласовывать свои действия с действиями людей вокруг, понимать свои и чужие переживания, иметь интерес к партнеру и способность общаться и не только.

Музыкальная терапия – это один из альтернативных методов поведенческого вмешательства. Занятия, построенные опытными специалистами на основе музыкальной терапии – отличное дополнение к маршруту терапии ребенка. Жизнь в мегаполисе может быть наполнена для ребенка стрессом, иногда – страхами, перевозбуждением и сильными эмоциями. Поэтому музыкальная терапия – это не только инструмент развития определенных навыков, но и забота об эмоциональном состоянии ребенка с РАС.

В новом пособии Анны Буровой подобран комплекс музыкально-дидактических игр, которые позволяют улучшить совместные действия детей с РАС. Комплекс разделен на три этапа, с постепенным усложнением музыкально-дидактических игр. В практической части приведены музыкальные композиции и песни, сопровождающие игры.

Каким образом музыкальная терапия и музыкально-дидактические игры могут быть полезны развитию вашего ребенка? С чего начинается музыкальная терапия? Как формируется опыт совместной деятельности? Каким образом заинтересовать ребенка в совместной игре? Эти вопросы исследует Анна Бурова в своей научной работе. В ней собрано множество ценной теории и практических советов, которые будут полезны специалистам, и интересны родителям детей с РАС.

Публикуем главу из пособия «Музыкально-дидактические игры как средство формирования совместных действий детей с расстройством аутистического спектра», посвященную теории. Эта глава будет полезна для всех, кто интересуется музыкальной терапией и хочет узнать, из чего соятоят и как используются в обучении музыкально-дидактические игры. Приятного чтения!

Для того, чтобы заказать экземпляр пособия, пишите на электронную почту arkty@arkty.ru.
Музыка и музыкально-дидактические игры как средства развития совместной деятельности и действий детей с расстройством аутистического спектра
Ориентируясь на основные подходы — психологические и педагогические, социально-психолого-педагогические — к пониманию коммуникативной деятельности и совместных действий, рассмотрим возможности коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС средствами музыкальной терапии.

Психологический и социально-психологический подход

В рамках данных подходов в коррекционно-развивающей работе, связанных с развитием коммуникативной активности и способностей дошкольников, исследователи называют музыкальную терапию.

Лечение музыкальными средствами известно с давних времен. Музыка широко использовалась во врачебной практике. Об этом говорят разные источники: жизнеописание царя Давида, мифы об Аполлоне, работы Платона. В Древней Греции лечением музыкой занимался Гиппократ, а Пифагор указывал на то, что музыка укрепляет здоровье, влияет на эмоциональное состояние человека и приводит к изменению и улучшению его психического состояния. Людям, страдающим меланхолией (на современном языке депрессией), Авиценна предлагал развлекаться прослушиванием музыки и пения. Арабские врачи также использовали музыку для улучшения настроения больного, что важно для успешного лечения. Современные исследователи доказали, что если люди играют вместе на музыкальных инструментах, то выделяется гормон окситоцин, отвечающий за социальные связи и доверие между людьми. Повышение уровня окситоцина в крови вызывает у человека чувство удовлетворения, снижение страхов и тревог, чувство доверия и спокойствия рядом с партнером. Именно поэтому с древности у разных народов было принято собираться и танцевать, и петь вместе, чтобы чувствовать себя единой семьей, единым племенем. Дети с РАС этого делать не умеют, поэтому совместное музицирование и пение может способствовать их развитию.

Невидимая связь, которая образуется между музицирующими вместе людьми, существует и в простом общении. Но музыка усиливает эту связь, делает ее более ощутимой. Это связано с тем, что происходит активация разных многочисленных отделов мозга в процессе игры на музыкальных инструментах или совместном пении.

Сканирование мозга показывает, что улучшение навыков общения у детей, получивших музыкальную терапию, может быть результатом интеграции между слуховой и двигательной областями мозга, а также результатом снижения взаимосвязи между слуховой и зрительной областями, которые обычно чрезмерно реагируют друг на друга у детей с РАС. Кроме того, музыкальная терапия положительно влияет на формирование дополнительных межполушарных связей. Так, гарвардский ученый Готфрид Шлауг после очередного научного исследования в области музыкальной терапии сказал: «Да, мы нашли! Соединительная лента между правым и левым полушарием мозга («corpus callosum» или «мозолистое тело») становится на 25% больше всего лишь через год занятий!»
Современными исследованиями доказано, что гармоничная музыка способствует саморегуляции организма. Трансперсональная психологии и психотерапия подтверждают, что музыка способствует трансовому изменению сознания и усиливает синтез нейропептидов в головном мозге. Нейропептиды могут вести себя и как гормоны, и как нейротрансмитторы. Действуя как нейропередатчики в головном мозге, они вызывают изменения его функционирования и обеспечивают импринтирование (от англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) новых нейронных «дорожек», повышающих оперативность работы мозга. Известно, что ритмические внешние воздействия на органы чувств (вспышки света или звуковые ритмы) приводят к своеобразному «отклику» головного мозга — соответствующему изменению биоэлектрической активности. Так, например, активизация бета-активности головного мозга связана с направленной вовне активностью — доминируют функции симпатической нервной системы. Альфа-волновая активность и низкие частоты мозга взаимосвязаны с направленной внутрь пассивностью, то есть доминируют функции парасимпатической нервной системы.

Во второй половине XIX века физиолог И.В. Тарханов доказал, что радостные мелодии замедляют пульс. Пеpвыe подобные нaучныe paбoты, пocвящeнныe влиянию музыки нa чeлoвeкa, пoявилиcь в кoнцe XIX — нaчaлe XX cтoлeтия в paбoтax В.М. Бexтepeвa, И.М. Ceчeнoвa, И.М. Дoгeля, И.P. Тapxaнoва, Л.А. Сакетти. Так, в свою очередь, В.М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека, так как в одних случаях она способна ослабить излишнее возбуждение, в других — перевести грусть в радость, в-третьих — придать бодрость, снять напряжение и усталость.

Рассмотрим определение музыкальной терапии в книге О.А. Ворожцовой «Музыка и игра в детской психотерапии»: «Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении и коррекции, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих соматическими и психическими заболеваниями». Музыкальный терапевт Мария Ильяченко в статье о музыкальной терапии приводит более полное ее определение. Музыкотерапия, или дословно «исцеление музыкой», — это клиническое использование музыки для воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях. Терапевтическое занятие проводится сертифицированным специалистом — музыкальным терапевтом.

Музыкальная терапия сегодня является устоявшейся техникой использования воздействия музыки на людей с широким спектром эмоциональных и когнитивных проблем с целью улучшения их жизнеспособности. Используя музыкальную терапию во взаимодействии с детьми с РАС, терапевты понижают степень тревожности и развивают коммуникативные навыки. Разнообразные методики музыкотерапии применяют музыку как основной способ воздействия, так и в качестве дополнения к другим коррекционным методам, усиливая их воздействие и увеличивая эффективность лечения. В своих исследованиях Альтшулер выявила физиологические изменения у пациентов, соответствующие типам музыкального воздействия, обосновав терапевтический подход, который назвала изопринципом музыкотерапии. В соответствии с изопринципам, если с больным затруднено вербальное общение, музыка помогает установить с ним контакт. Однако обязательно соответствие музыки эмоциональному состоянию больного. Например, при возбуждении показана музыка громкая быстрая, при депрессии показана музыка тихая. Важно подстроиться под состояние ребенка, а потом потихоньку, дозированно переходить к другой музыкальной окраске. Например, если человек был возбужденный, мы погружаем его в такое же, только уже музыкальное, состояние, а потом постепенно выводим его из этого, меняя быстрое и громкое музыкальное звучание на более медленное и тихое. В это время мы фиксируем изменение в настроении и в общем состоянии больного. Шиpoкий cпeктp вoзмoжнocтeй пpaктичecкoгo пpимeнeния музыкoтepaпии пoзвoляeт peaлизoвывaть здecь вce мнoгooбpaзиe тeopий различных направлений: пcиxoaнaлитичecкoгo, гумaниcтичecкoгo, кoммуникaтивнoгo. Таким образом, концепция музыкально-психологической психотерапии была разработана В.И. Петпушиным, президентом Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов. В рамках любой теории музыкальная терапия существует в двух основных формах: активной и пассивной. Первая — это активная, терапевтически контролируемая музыкальная деятельность: воспроизведение, воображение, импровизация с помощью человеческого голоса и музыкальных инструментов. Это может быть индивидуальная (вокальная терапия) и групповая (вокальный ансамбль, хор), а также совместная игра на музыкальных инструментах и танцы. Для активного сеанса музыкальной терапии используются простейшие музыкальные инструменты, с помощью которых участники группы выражают свои чувства или вступают в диалог. Помимо обычных инструментов, задействовано и собственное тело (хлопки, стук и т.д.).
Пассивная музыкальная терапия предлагает пациентам слушать различные музыкальные произведения, соответствующие их психическому здоровью и курсу лечения. Он разделен на три области:

1) коммуникативное, совместное прослушивание музыки для создания взаимопонимания и доверия;
2) реактивный — это достижение способности сопереживать (катарсис);
3) регулятором является снижение нервно-психического стресса.

Музыкальная терапия начинается с применения простой вибрации. Она проникает в мир ребенка, вызывает резонанс и приводит к ответной реакции. Специалисты используют любые приемы, дающие эффект резонанса, при условии их правильного применения с целью развития ребенка. Так как реакции аутичных детей на музыку разнообразны, то существуют приемы, направленные на осознание детьми полученного удовольствия от музыки. А осознанность — очень важный компонент в развитии ребенка.

Педагогические и социально-педагогические подходы

В рамках данного подхода музыка используется как педагогическое средство. Так, в XIX веке Э. Сеген отмечал, что занятия музыкой оказывают положительное влияние и на умственно отсталых детей: «При занятиях музыкой активизируется мышление, формируется целевая активность и устойчивость внимания».

Подобную роль музыкального воспитания и обучения детей обсуждали К.Д. Ушинский, Э. Водовозова и другие учителя. Они подчеркнули организующую роль народных и музыкальных дидактических игр. Современный педагог Н.Г. Кононова отмечает: «Все дидактические игры способствуют формированию у детей умственных качеств: внимания, памяти, интеллекта; научите их действовать быстро, сдерживаться, оценивать собственные возможности; активизируют разнообразные мыслительные процессы, способствуют процессу обучения и тренировки; пополняется словарный запас. Следовательно, эти эффекты объясняют определение музыкальных дидактических игр.

Музыкальные дидактические игры — это музыкальносенсорные занятия, на которых ребенок учится различать характеристики музыкальных звуков, музыкальные средства выражения и музыкальные жанры.

Музыкальные дидактические игры учат воспринимать, размышлять и передавать:

• разнообразные настроения — радость, веселье, счастье, грусть, нежность, уверенность/неуверенность в себе, страх;
• интеллектуальные и произвольные процессы — решительность, энергию, сопротивление, вдумчивость, леность, безволие, легкомыслие, серьезность;
• обобщенные свойства явлений реальности — силу, легкость, продолжительность, направление, широту, пространственность;
• множество характеристик движений — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, прерывистые, угловатые. В данном случае музыкальным и дидактическим материалом являются:
— песни, инструментальные произведения;
— музыкальные инструменты;
— набор музыкальных игрушек.

Для диагностики и выявления проблем необходимо выбрать группу инструментов, которая соответствуют проблеме ребенка, и дополнительно уточнить, какой из инструментов более подходящий по эмоциональному состоянию. Это можно сделать несколькими способами, но для детей с РАС подходит только один: они могут слышать музыкальные фрагменты, исполняемые на отдельных инструментах. Выбирается инструмент, дающий максимальную нормализацию. Это возможность найти особый, гибкий способ контакта с ребенком.
Очень важно оценить способности и зону ближайшего развития ребенка, подобрать корректную музыку, сопровождающую актуальные игры детей. Например, для одних детей будет активизирующее влиять звук трубы, для других он будет наоборот страшен и тяжел для восприятия, для третьих он будет звуком, напоминающим о приятных событиях в его жизни. Все зависит от опыта конкретного ребенка и от его личной мотивации к деятельности. Выстроить диалог, совместную деятельность можно только благодаря работе опытного педагога, открывающего свое любящие сердце перед любым ребенком.

Результаты использования музыкально-дидактических игр в практике работы с детьми обнадеживают. Исследование, проведенное канадскими исследователями, показало, что музыкальная подготовка значительно улучшает социальную коммуникацию у детей с аутизмом. Так, хотя у детей с РАС представления о внешнем мире очень сужены, также у них есть различные нарушения в когнитивной сфере: слабо развиты речь, внимание, память, мышление; страдает слуховое и зрительное восприятие, плохая координация движений, ослаблена нервная система, — но у детей есть одно очень важное свойство — подражательность, у детей с РАС — это стереотипные движения, звуки и слова. Это свойство — подражательность, которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении. Поэтому многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием должен объяснить игру воспитателю, учителю-логопеду и педагогу-дефектологу, которые помогают понять детям правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре.

Особенность каждой дидактической игры характеризует присутствие в ней:

• обучающих задач;
• содержания;
• правил;
• игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимосвязаны. Обучающая задача является главной частью дидактической игры. Остальные части являются подчиненными и служащими главной задаче.

Однако и музыкально-дидактическая игра, и игры другого типа должны включать и игровые действия, имеющие соревновательные элементы, элементы неожиданности, развлекательности, сенсорные задания, обладающие дидактическим характером. Развитие музыкальных образов, литературный текст песен, характер движений подсказывают развитие игровых действий. Также сильное влияние оказывает на ребенка музыкальная интонация.

Музыкой задействуются как первичные голосовые реакции безусловного рефлекса (плач, смех, крик), так и поздняя интонация, которая развилась на их условиях. Наибольшая выразительность обеспечивается сочетаниям различных интонационных основ.

Таким образом, игры музыкально-дидактического характера воздействуют на развитие (экспрессивной и импрессивной) речи детей, на развитие слухового восприятия, фонематического слуха, на развитие совместной деятельности, социальных навыков и коммуникативной способности. В дальнейшем дети смогут организовывать игру самостоятельно, без педагогической помощи, выбирая ведущего из своей среды. Навыки, приобретенные детьми в результате разучивания музыкально-дидактических игр, помогают выполнять задания, подразумевающие различные виды музыкальной деятельности более успешно.

По своим игровым действиям и по сенсорным заданиям все дидактические игры предполагают необходимость слуховой сосредоточенности.


Авторы пособия «Музыкально-дидактические игры как средство формирования совместных действий детей с расстройством аутистического спектра»: А.П. Бурова и Н.В. Микляева

© Все права защищены. Общество с ограниченной ответственностью "Развивающий центр для детей с РАС «Радужные Капельки»"
rainbowdropsmsk@gmail.com
Политика конфиденциальности