АУТОСТИМУЛЯЦИЯ
ЧТО ТАКОЕ «СТИММИНГ» И ПРИ ЧЕМ ТУТ ТРИ КНОПКИ ВИНСЕНТА КАРБОНА?
Один из наиболее частых вопросов, который задают особые родители, касается аутостимуляции, самостимуляции или «стимов». Является ли эта проблема симптомом расстройств аутистического спектра и что это такое? Существует множество неверных представлений о «стимах». Все люди в то или иное время занимаются самостимуляцией, к примеру, все наши виды досуга – это аутостимулирующее поведение.
У такого поведения есть функция – приятные внутренние ощущения, это означает, что мы делаем что-то для удовольствия.
Что такое аутостимуляция?
Нам доставляют радость простые занятия на досуге, например, забрасывание мяча в сетку или чтение книги. Цель состоит в том, чтобы попасть в сетку, и мы можем сделать это самостоятельно, без посторонней помощи. Мы способны сконцентрироваться на чтении десяти страниц, узнать для себя что-то новое и получить от этого удовольствие. Мы посвящаем книге 15 минут или целый час. Еще одно аутостимулирующее поведение или, другими словами, вид досуга – это игра на скрипке. Музыкант слышит звук движения смычка по струнам, иногда некорректные ноты, иногда – невероятно красивые. Это вызывает у него радость, волнение.

«Я научилась играть на фортепиано онлайн во время локдауна», – пишет Мэри Барбера. «Итак, я знаю, что моя цель – извлекать правильные ноты, и когда я ошибаюсь, я знаю об этом, но я продолжаю играть. Совсем не обязательно, чтобы кто-то сидел рядом и говорил, как хорошо я владею инструментом, постоянно комментировал мою игру. Я могу просто играть. Я знаю, хорошо я поработала или нет».

Аутостимуляция – это деятельность, которой вы занимаетесь, когда никто не взаимодействует с вами и не подкрепляет ваше поведение, или, когда ничего не происходит. Если бы вы слушали лекцию на иностранном языке и ничего не понимали, скорее всего вы бы начали рисовать, или стали листать Инстаграм. Такие занятия поддерживают активную деятельность мозга, когда нам не хватает динамики в окружающей обстановке.
«Дети с аутизмом нередко испытывают трудности, когда приходит время досуга. Многие не умеют играть самостоятельно. Часто бывает, что их навыки досуговой деятельности задерживаются в достаточно незамысловатом виде самостимуляции».
В чем опасность аутостимуляции?
Дети, которые испытывают трудности с игровыми навыками, склонны заниматься однообразной деятельностью, когда они не задействованы в продуктивных занятиях. Они могут раскачиваться, кричать и петь, прыгать, трясти и хлопать руками или даже биться головой о поверхности до ссадин, шишек и ран. Подобное стимулирующее поведение может принести серьезный ущерб здоровью ребенка. Стимминг бывает опасен.

Самостимуляция ребенка с аутизмом может ухудшить качество жизни всей семьи: например, не так просто войти в кафе, ресторан, библиотеку или в самолет с громко стонущим ребенком. По мере взросления, подростки могут развивать сценарии аутостимулирующего поведения и это влияет на их дальнейшую жизнь и вовлеченность в обществе.

Существует довольно популярное мнение, что стимминг – это просто часть диагноза «аутизм», но Мэри Барбера с этим не согласна.
«Я думаю, что стимуляция происходит, когда ребенок не занимается значимой деятельностью с важным для него подкреплением. Поэтому моя цель – помочь каждому ребенку полностью раскрыть свой потенциал и быть максимально вовлеченным в продуктивную, значимую деятельность».
«Три кнопки» доктора Карбона
Концепция «Три кнопки» – это теория доктора Винсента Карбона, одного из авторов Вербальной Поведенческой Терапии. Это важная концепция, которую необходимо учитывать при обучении ребенка с аутизмом. Доктор Карбон предположил, что независимо от окружающей среды или занятий ребенка, существуют три основные «кнопки», на которые он «нажимает».

Если вы находитесь в музее, сидите за столом или принимаете ванну, ваш ребенок нажимает одну или несколько из этих трех кнопок. Средняя кнопка – это позитивное, продуктивное поведение. Это означает, что ваши требования соответствуют возможностям ребенка, и он получает значимое подкрепление. Если ребенок проявляет проблематичное поведение, возможно, он нажимает на вторую кнопку: «избегание». В этот момент ребенок пытается избежать деятельности, которую вы ему предлагаете. Он скулит, плачет, бросает вещи или убегает. Третья кнопка – это автоматическое подкрепление. Это аутостимуляция: она может выглядеть как взгляд в пустоту, повторяющиеся взмахи руками или цикличное изложение стихотворений.
Если ребенок постоянно «жмет» на обе крайние кнопки, задумайтесь: соответствуют ли ваши требования и просьбы способностям и возможностям ребенка? Достаточно ли значимое подкрепление он получает за хорошее поведение, или он безразличен к предложенному поощрению?
Не пытайтесь заставить ребенка прекратить заниматься стимуляцией. Помогите ему перейти от покачиваний и бесцельного хождения кругами или ударов головой к более интересным и полезным занятиям на досуге. Для начала это могут быть приятные занятия: игры и просмотр мультфильмов. (Проконсультируйтесь с поведенческим специалистом, чтобы сделать все правильно, и не «закрепить» проблематичное поведение.) Постарайтесь предвидеть ситуации, где ребенку будет скучно, и он будет заниматься самостимуляцией. Например, он может пойти в музей в наушниках и слушать музыку: таким образом он будет занят чем-то интересным, и вы избежите неприятных ситуаций с криками и стоном.

Мы не хотим, чтобы ребенок занимался самостимуляцией по несколько часов подряд каждый день. В особенности, если это поведение не соответствует его возрасту и мешает освоению новых навыков. Однако не фокусируйтесь на искоренении самостимуляции. Если стимминг не причиняет ущерба здоровью, сконцентрируйтесь на обучении ребенка навыкам досуга, игры, самопомощи, самостоятельной деятельности по расписанию и другим навыкам, которые расширят возможности ребенка в дальнейшей жизни.

Перевод: Мария Михайлова
Источник: Mary Barbera


© Все права защищены. Общество с ограниченной ответственностью "Развивающий центр для детей с РАС «Радужные Капельки»"
rainbowdropsmsk@gmail.com
Политика конфиденциальности